суббота, 16 марта 2019 г.

Кундович Виталий Викентьевич

Первый пинский областной прокурор.  Участник Великой Отечественной войны, организатор партизанского движения в Белоруссии.
Член КПСС с 1921.
Родился Виталий Викентьевич Кундович 15 сентября 1897 в Белостоке в семье рабочего. Поляк. Образование незаконченное высшее. В 1917-1920 служил в Красной армии, участвовал в боях с армией Колчака. С 1920 по 1923 работал в ВЧК. В 1921 в течение 3 месяцев нёс службу по охране квартиры В. И. Ленина в Москве. С 1923 по 1930 работал на различных должностях по советской и партийной линиях. На службу в органы прокуратуры поступил в 1930. Работал следователем, прокурором Лиозненского района Могилевской области, прокурором Дзержинского района Минской области. В мае 1938 районный прокурор г. Могилева В. В. Кундович был арестован по обвинению в контрреволюционной деятельности.

Секретарю Могилевского Городского Комитета КП(б)Б
от члена КП(б)Б с 1921 г. Могилевской парторганизации –
КУНДОВИЧА В.В., г. Могилев, Ленинская 53.

Заявление

26 мая 1938 г. по провокационным, фальшиво-состряпанным «данным», работниками УНКВД по Могилевской области я был подвергнут аресту и брошен в сырой подвал, в одиночную сырую камеру. Эта провокация, созданная против меня, что я, якобы, «враг народа», была исключительно состряпана б. нач. УНКВД Ягодкиным и Самерсовым, ныне осужденными как враги народа. «Следствие» на меня было поручено следователю Яндовскому (член КП(б)Б), последний на протяжении 2-х месяцев издевался надо мною, наносил мне всевозможные тягчайшие оскорбления, требовал от меня ложных признаний, чтобы я написал, что я «враг народа», шпион 4 стран. Я на эту провокацию отвечал категорическим протестом, доказывая, что я никогда и нигде никакого преступления перед партией и Советской властью не делал, что я являюсь честным, подлинным большевиком-коммунистом Великой партии Ленина-Сталина. Мне всячески угрожали, запугивали бандитскими расправами, со стороны Яндовского и Ягодкина на «сам сказкам». Но я был непоколебим и на провокацию не пошел, за что в камеру и так сырую была напущена вода, без света, где я простоял в воде 42 суток. (И далее).

После года заключения и следствия военный трибунал рассмотрел дело В. В. Кундовича и признал его невиновным.
В Пинск В. В. Кундович прибыл в 1939 на должность прокурора Пинской области, которую занимал до августа 1940.
Во время войны находился в распоряжении ЦШПД. В августе 1943 во главе группы из Москвы был направлен уполномоченным ЦК КП(б)Б по Лапскому району Белостокской области для организации партизанского движения. Вся группа была одета под поляков. «Дуглас» доставил десантников к партизанской базе в Копыльском районе Минской области. Получив сопровождающих, группа отправилась в рейд за запад Белоруссии. К октябрю 1943 группа выросла в отряд из 130 бойцов. В. В. Кундович был секретарём Лапского подпольного межрайкома КП(б)Б.
После освобождения Пинщины, в августе 1944 В. В. Кундович вернулся на прежнюю должность прокурора Пинской области. В январе 1947 переведён прокурором Гродненской области. В феврале 1954 снова переведён, уже на должность заместителя прокурора г. Минска.
Будучи в Пинске, старший советник юстиции В. В. Кундович избирался в состав Пинского обкома КП(б)Б.
Газета "Красная звезда", 1944, № 8
Участие в Великой Отечественной войне и многолетняя работа в прокуратуре отмечены орденами Красного Знамени, Трудового Красного Знамени, двумя орденами «Знак Почёта», двумя орденами Красной Звезды, орденом Отечественной войны II степени (1985).

Кстати. В 1944-1946 должность секретаря по кадрам Пинского горкома КП(б)Б занимала некая Кундович Александра Николаевна, прибывшая в Пинск ещё до войны из Могилева. Вероятно, это жена Виталия Викентьевича.
Книга регистрации учётных карточек членов ВКП(б), прибывших в Пинск в 1939-1940.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Гутто Виталий Иванович

  Виталий Иванович Гутто родился 21 ноября 1933 в деревне Подгайное Кореличского района Гродненской области в семье учителя. После окончан...