Три дня назад, 26 октября газета «Пинский вестник» опубликовала сообщение о
смерти В. И. Ганчара, участника войны.
Родился Василий Иванович Гончар 1 января 1925 в Дрогичинском районе в
крестьянской семье. В детстве пас скот. Рано проявилась склонность к технике –
пока панские дети бегали за коровами, Гончар чинил им заводные игрушки. Окончив
Хомскую школу, осенью 1939 поступил в Пинскую гимназию, но из-за войны учиться
довелось только две недели.
В 1941 немцы забрали В. И. Гончара на работу в Германию. Находясь в
пересыльном лагере, за месяц выучил немецкий язык, что позволило ему выяснить у
часового: что это за трубы коптят, и напроситься на работу к бауэру. Ухаживал
за скотом, работал в поле. Там самостоятельно изучил электротехнику, устройство
трактора и автомобиля, научился вождению. У хозяина был ещё один работник –
тракторист француз. От него выучил французский язык и вскоре был за переводчика
между хозяином и работником.
Вскоре Василий Иванович чинил у хозяина всю технику.
Трактора, электричество и всё остальное. Слух разошелся по всей округе, что у
такого-то бауэра есть хороший слесарь. Хозяин не был фашистом, он не мог
привыкнуть к нацистским порядкам. Ведь ему было 62 года и вырос он при кайзере.
Часто он говорил: Ein Deutsche – zehn Auslendern. Один
немец, мол, стоит десяти иностранцев. Василий Иванович спрашивал, может десять
русских. Нет, любых иностранцев.
Когда
соседи приходили просить мастера, чтобы он что-нибудь отремонтировал, хозяин охотно
его отпускал. Записывал время, во сколько он уходил и во сколько приходил, а
сосед должен был потом отработать двойное время. Чтобы быстрее отработать долг,
сосед иногда приходил на поле со своим работником или родственником. Земли у
хозяина было 20 га, работы много. В это время Василия Ивановича подмывало
сказать хозяину, что за одного русского два немца работают. Каждый раз
сдерживался.
Когда в 1944 приблизился фронт, В. И. Гончар был отправлен на строительство
укреплений, где и был захвачен советскими войсками. После проверки в
фильтрационном лагере, был призван в армию и отправлен на фронт наводчиком
пулемёта. Участвовал в форсировании Вислы. В армии сдал на водительские права.
После Победы В. И. Гончар продолжил службу шофёром и переводчиком в
комендатуре, одновременно работал цензором местных изданий. Из-за того, что
работал на немцев, считался «изменником Родины», а потому наград не имел.
Весна 2014
После демобилизации переехал в Пинск, работал шофёром в мастерских
Днепровской флотилии. Затем устроился на работу весовщиком на рынок и работал
там до выхода на пенсию. На рынке соблазнов много, поэтому при каждой встрече
начальник ОБХСС Мешик обещал: «Всё равно я тебя посажу». Но В. И. Гончар
работал добросовестно, пережив добрый десяток директоров.
В. И. Гончар мечтал стать автоконструктором. Ради этого он в 1966 окончил
вечернюю школу с серебряной медалью, хотел поступить в институт, но не
сложилось. Тем не менее, самостоятельно построил два автомобиля: один деревянный, второй из
дюраля. На своем автомобиле «Пинчанин» возил семью в Крым. Участник авто- и мотопробегов, неоднократный победитель городских соревнований.
В мае 2018 в Пинске проживало 88 участников войны. Ещё одним стало меньше.
В молодости В.
И. Гончару цыганка нагадала 90 лет жизни.
Информация об авторе и проекте (см. здесь).
Комментариев нет:
Отправить комментарий