понедельник, 29 октября 2018 г.

Гончар Василий Иванович

Три дня назад, 26 октября газета «Пинский вестник» опубликовала сообщение о смерти В. И. Ганчара, участника войны.
Родился Василий Иванович Гончар 1 января 1925 в Дрогичинском районе в крестьянской семье. В детстве пас скот. Рано проявилась склонность к технике – пока панские дети бегали за коровами, Гончар чинил им заводные игрушки. Окончив Хомскую школу, осенью 1939 поступил в Пинскую гимназию, но из-за войны учиться довелось только две недели.
В 1941 немцы забрали В. И. Гончара на работу в Германию. Находясь в пересыльном лагере, за месяц выучил немецкий язык, что позволило ему выяснить у часового: что это за трубы коптят, и напроситься на работу к бауэру. Ухаживал за скотом, работал в поле. Там самостоятельно изучил электротехнику, устройство трактора и автомобиля, научился вождению. У хозяина был ещё один работник – тракторист француз. От него выучил французский язык и вскоре был за переводчика между хозяином и работником.
Вскоре Василий Иванович чинил у хозяина всю технику. Трактора, электричество и всё остальное. Слух разошелся по всей округе, что у такого-то бауэра есть хороший слесарь. Хозяин не был фашистом, он не мог привыкнуть к нацистским порядкам. Ведь ему было 62 года и вырос он при кайзере. Часто он говорил: Ein Deutsche – zehn Auslendern. Один немец, мол, стоит десяти иностранцев. Василий Иванович спрашивал, может десять русских. Нет, любых иностранцев.
     Когда соседи приходили просить мастера, чтобы он что-нибудь отремонтировал, хозяин охотно его отпускал. Записывал время, во сколько он уходил и во сколько приходил, а сосед должен был потом отработать двойное время. Чтобы быстрее отработать долг, сосед иногда приходил на поле со своим работником или родственником. Земли у хозяина было 20 га, работы много. В это время Василия Ивановича подмывало сказать хозяину, что за одного русского два немца работают. Каждый раз сдерживался.
Когда в 1944 приблизился фронт, В. И. Гончар был отправлен на строительство укреплений, где и был захвачен советскими войсками. После проверки в фильтрационном лагере, был призван в армию и отправлен на фронт наводчиком пулемёта. Участвовал в форсировании Вислы. В армии сдал на водительские права.
После Победы В. И. Гончар продолжил службу шофёром и переводчиком в комендатуре, одновременно работал цензором местных изданий. Из-за того, что работал на немцев, считался «изменником Родины», а потому наград не имел.
Весна 2014
После демобилизации переехал в Пинск, работал шофёром в мастерских Днепровской флотилии. Затем устроился на работу весовщиком на рынок и работал там до выхода на пенсию. На рынке соблазнов много, поэтому при каждой встрече начальник ОБХСС Мешик обещал: «Всё равно я тебя посажу». Но В. И. Гончар работал добросовестно, пережив добрый десяток директоров.
В. И. Гончар мечтал стать автоконструктором. Ради этого он в 1966 окончил вечернюю школу с серебряной медалью, хотел поступить в институт, но не сложилось. Тем не менее, самостоятельно построил  два автомобиля: один деревянный, второй из дюраля. На своем автомобиле «Пинчанин» возил семью в Крым. Участник авто- и мотопробегов, неоднократный победитель городских соревнований.
В мае 2018 в Пинске проживало 88 участников войны. Ещё одним стало меньше.
В молодости В. И. Гончару цыганка нагадала 90 лет жизни.

Информация об авторе и проекте (см. здесь).

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Шпаковская Таисия Васильевна

  Девичья фамилия Половец. Член КПСС с 1960. Родилась Таисия Васильевна Шпаковская 25 июня 1936 в д. Вишевичи Пинского района. В местной ш...