пятница, 1 марта 2019 г.

Потрубейко Владимир Григорьевич и трактор

В середине 1930-х в Харькове на тракторном заводе родился новый трактор. При выписке из сборочного цеха ему дали название ХТЗ № 1126 и вручили направление на работу – на колхозные поля Речицкого района Полесской области.
Место трактора в 1960-х - 1990-х.
Помимо основной своей работы - пахать, бороновать - в колхозе трактору доводилось также проводить агитацию за новый уклад крестьянской жизни.
Так бы оно всё и дальше шло, но осенью 1939 войска Красной Армии перешли границу с Польшей, и вскоре в Западной Белоруссии тоже установилась Советская власть. Не прошло и года, как в деревне Туры Давид-Городокского района Пинской области был создан колхоз «17 сентября». Возникла надобность в агитации тамошних крестьян за коллективные хозяйства, а с этим делом, как известно, отлично справлялся трактор.
Партия сказала «надо» - значит, надо. Громыхая своими босыми железными колёсами, ХТЗ № 1126 прибыл на станцию, взобрался на железнодорожную платформу, чтобы отправиться к новому месту назначения.
Тем временем в Давид-Городокский райком партии из деревни Туры вызвали одного из немногих в районе трактористов Владимира Григорьевича Потрубейко и поручили ему деликатное дело – съездить в Лунинец за трактором.
Там, в Лунинце, впервые встретились Потрубейко и ХТЗ № 1126. Домой они поехали своим ходом, невзирая на пески сыпучие, грязь непролазную и скорость 7 километров в час.
Сколько дней и ночей они ехали – нам не ведомо, до наших дней донесла молва скудные вести о событиях тех дней: «Сев за руль трактора, Владимир Григорьевич почувствовал небывалый прилив энергии, сил. Вот и последний поворот дороги, показалась родная деревня. На второй день он уже выехал в поле и проложил первую борозду, глубокую и ровную. К колхозу потянулись и те крестьяне, кто всё ещё чего-то выжидал».
Да, славно поработали Владимир Григорьевич и трактор. Было, что вспомнить. Да вот незадача – война началась.
Немцы были уже в Давид-Городке, когда тракторист решил, что надо спасать трактор от неминуемого угона на принудительный труд в Германию. Ночью, когда все спали, он спрятал трактор в чащу, а затем снял с него все важные узлы и детали и с помощью жены перенёс их к себе домой. Тщательно смазав солидолом и завернув в мешковину, Владимир Григорьевич закопал всё под своим окном.
ХТЗ № 1126 впал в летаргический сон, а его друг тракторист взял винтовку и ушёл на два с половиной года в партизаны.
Когда советские войска освободили Туры, не прошло и недели, как на колхозном дворе появился трактор ХТЗ № 1126, а за его рулём снова сидел Владимир Григорьевич. Ещё четырнадцать лет верой и правдой служил видавший виды трактор своему колхозу. Не измерить километры, что накрутили колёса, трудно учесть ту работу, которую сделал Потрубейко на ставшей родной машине.
В 1959 трактор закончил свой трудовой путь и отправился на лёгкие хлеба в среднюю школу № 1 Давид-Городка. Там его и нашли сотрудники Пинского краеведческого музея и доставили в Пинск. ХТЗ № 1126 водрузили на высокий постамент у музея, и он тридцать лет служил там экспонатом.
Владимир Григорьевич Потрубейко, оставшись без трактора, ещё работал в колхозе сторожем. Иногда приезжал в Пинск и первым делом спешил на улицу Ленина к музею. Возле трактора останавливался, взволнованный. Для него это не экспонат, с ним связаны лучшие годы жизни.
Трактор и сейчас стоит у музея, только уже на площади. Совсем одряхлел, старик. Жизненно важные органы – детали и целые узлы отваливаются. Работники музея их собирают и складывают в подвале. Все надеются, что когда-нибудь прилетит добрый волшебник и вдохнёт в трактор новую жизнь.
Пусть конструкция его несовершенна, а двигатель немощен по сравнению с нынешними тракторами, но, как и в прежние годы, он оставляет глубокие следы в душах людей, прикоснувшихся к живой истории.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Шпаковская Таисия Васильевна

  Девичья фамилия Половец. Член КПСС с 1960. Родилась Таисия Васильевна Шпаковская 25 июня 1936 в д. Вишевичи Пинского района. В местной ш...