В
середине 1930-х в Харькове на тракторном заводе родился новый трактор. При
выписке из сборочного цеха ему дали название ХТЗ № 1126 и вручили направление
на работу – на колхозные поля Речицкого района Полесской области.
Место трактора в 1960-х - 1990-х.
Помимо
основной своей работы - пахать, бороновать - в колхозе трактору доводилось также
проводить агитацию за новый уклад крестьянской жизни.
Так
бы оно всё и дальше шло, но осенью 1939 войска Красной Армии перешли границу с
Польшей, и вскоре в Западной Белоруссии тоже установилась Советская власть. Не
прошло и года, как в деревне Туры Давид-Городокского района Пинской области был
создан колхоз «17 сентября». Возникла надобность в агитации тамошних крестьян
за коллективные хозяйства, а с этим делом, как известно, отлично справлялся трактор.
Партия
сказала «надо» - значит, надо. Громыхая своими босыми железными колёсами, ХТЗ №
1126 прибыл на станцию, взобрался на железнодорожную платформу, чтобы отправиться
к новому месту назначения.
Тем
временем в Давид-Городокский райком партии из деревни Туры вызвали одного из
немногих в районе трактористов Владимира Григорьевича Потрубейко и поручили ему
деликатное дело – съездить в Лунинец за трактором.
Там,
в Лунинце, впервые встретились Потрубейко и ХТЗ № 1126. Домой они поехали своим
ходом, невзирая на пески сыпучие, грязь непролазную и скорость 7 километров в
час.
Сколько
дней и ночей они ехали – нам не ведомо, до наших дней донесла молва скудные
вести о событиях тех дней: «Сев за руль трактора, Владимир Григорьевич
почувствовал небывалый прилив энергии, сил. Вот и последний поворот дороги,
показалась родная деревня. На второй день он уже выехал в поле и проложил
первую борозду, глубокую и ровную. К колхозу потянулись и те крестьяне, кто всё
ещё чего-то выжидал».
Да,
славно поработали Владимир Григорьевич и трактор. Было, что вспомнить. Да вот
незадача – война началась.
Немцы
были уже в Давид-Городке, когда тракторист решил, что надо спасать трактор от
неминуемого угона на принудительный труд в Германию. Ночью, когда все спали, он
спрятал трактор в чащу, а затем снял с него все важные узлы и детали и с
помощью жены перенёс их к себе домой. Тщательно смазав солидолом и завернув в
мешковину, Владимир Григорьевич закопал всё под своим окном.
ХТЗ
№ 1126 впал в летаргический сон, а его друг тракторист взял винтовку и ушёл на
два с половиной года в партизаны.
Когда
советские войска освободили Туры, не прошло и недели, как на колхозном дворе
появился трактор ХТЗ № 1126, а за его рулём снова сидел Владимир Григорьевич.
Ещё четырнадцать лет верой и правдой служил видавший виды трактор своему
колхозу. Не измерить километры, что накрутили колёса, трудно учесть ту работу,
которую сделал Потрубейко на ставшей родной машине.
В
1959 трактор закончил свой трудовой путь и отправился на лёгкие хлеба в среднюю
школу № 1 Давид-Городка. Там его и нашли сотрудники Пинского краеведческого
музея и доставили в Пинск. ХТЗ № 1126 водрузили на высокий постамент у музея, и
он тридцать лет служил там экспонатом.
Владимир
Григорьевич Потрубейко, оставшись без трактора, ещё работал в колхозе сторожем.
Иногда приезжал в Пинск и первым делом спешил на улицу Ленина к музею. Возле
трактора останавливался, взволнованный. Для него это не экспонат, с ним связаны
лучшие годы жизни.
Трактор
и сейчас стоит у музея, только уже на площади. Совсем одряхлел, старик.
Жизненно важные органы – детали и целые узлы отваливаются. Работники музея их собирают
и складывают в подвале. Все надеются, что когда-нибудь прилетит добрый волшебник
и вдохнёт в трактор новую жизнь.
Пусть
конструкция его несовершенна, а двигатель немощен по сравнению с нынешними
тракторами, но, как и в прежние годы, он оставляет глубокие следы в душах людей,
прикоснувшихся к живой истории.
Комментариев нет:
Отправить комментарий